Нормы браковки канатных строп
Осмотр и браковка строп осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.
Как часто нужно проводить осмотр строп?
Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования строп. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.
Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.
Нормы выбраковки строп
Стропы из стального каната
Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.
При осмотре канатных строп основное внимание обращается на следующие аспекты:
-
соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
-
петли на конце каната и их исправность;
-
дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
-
состояние внутренних прядей и сердечника.
В каком случае канатные стропы подлежат браковке?
Проволоки заклиниваются в форме корзины и просто не работают, при восприятии канатом стропа нагрузки. Это, как ехать на шестиколесном грузовике, у которого три колеса пробиты.
Схожая с предыдущим дефектом ситуация. Некоторые проволоки в канате не работают, по причине их обрыва, что, конечно же, снижает несущую способность (грузоподъемность) канатного стропа.
Уменьшение диаметра каната стропы даже интуитивно может Вас натолкнуть на размышления о том, что со стропом что-то не так. И Вы будете правы. В данном случае — уменьшение диаметра каната обусловлено истиранием наружных слоев проволоки, что, опять-таки, приводит к ослаблению грузовых характеристик каната стропы.
При долгой и непрерывной эксплуатации канатных строп вне помещения, происходит ржавение (окисление) наружного слоя проволок каната, что и приводит к их разрушению и экстремальному уменьшению грузоподъемности самого стропа. Этот дефект опасен тем, что параллельно с окислением наружных проволок происходит окисление и внутренних, что не контролируется внешним осмотром. А следовательно, проблемы могут быть серьёзней, чем кажется на первый взгляд…
Как известно, в канате проволоки собираются в пряди, которые, собственно, и формируют тело каната. А это значит, что этот дефект намного серьезней и опасней, чем разрушение проволочек каната. Если Вам попался строп с таким дефектом — немедленно выводите его из эксплуатации!
Процессы происходящие внутри каната, приводящие к наружному изменению его структуры — это первый звоночек о том, что что-то идет не так. И этот дефект — отличное тому подтверждение. Перекручивание сердечника может привести к сильнейшему напряжению в этом месте и внезапному разрыву самого сердечника, что конечно же не допустимо.
Вы можете стать свидетелем этого дефекта, если не выведите строп из эксплуатации, с дефектом описанным ранее. Это, как говорится, уже последняя стадия. В месте, где оборван сердечник, пряди внутри каната трутся друг о друга без смазки, которую должен выделять сердечник. Иными словами, пряди перетрут друг друга, как напильник…
Заломы, загибы и узлы — это места концентрации напряжений в металле проволок каната, которые приведут к внезапному разрушению каната стропы. Если не вывести такие стропы из эксплуатации — они станут источником внезапных проблем…
Этот дефект схож по последствиям с пунктом 7. Разница лишь в том, что Вы можете визуально идентифицировать, что сердечник не участвует в работе каната под нагрузкой. Сердечник так и намекает Вам, что строп пора браковать.
Такие элементы канатных строп, как втулки, звенья, коуши и крюки — это монолитные изделия, которые отработают на 100% лишь в том случае, если их целостность не нарушена. Любая трещина, вмятина или подрыв снижают запас прочности этих элементов, что конечно же недопустимо.